Как развивалась ковка металла и изготовление ворот и кованых изделий.

18 Апреля 2011

Как развивалась ковка металла и изготовление ворот и кованых изделий.

Первопричиной возникновения такого направления деятельности, как ковка , была потребность в надежном инструменте. Первым кузнецом стал тот, кто обтесал прокаленные к костре самородки меди, которые встречаются в природе довольно часто и обладают достаточной, для изготовления из них инструментов и оружия, чистотой.

В России ковка приобрела большое распространение и популярность вследствие высокого уровня жизни и образованности населения. Эти факторы положительно влияли на спрос, возникающий на кованые изделия, и стимулировали их производство в значительных масштабах. Тем более, что древнерусское государство вело культурный и торговый обмен с различными народами мира.

В домонгольское время Русь переживала эпоху своего максимального расцвета и могущества. Ковка в это время отличалась наилучшим мастерством и огромным выбором предметов. Русские кузнецы выковывали кроме оружия и доспехов воинов, также сельскохозяйственные орудия и предметы, используемые в быту, инструменты ремесленников.

Начиная с середины прошлого века, ковка претерпевает спад производства. В народе становятся популярны предметы из литой стали или чугуна. Но, вскоре наступило прозрение. Новые методы не давали такой надежности и долговечности, как выкованные руками мастера-виртуоза изделия из собственноручно произведенной высококачественной стали. В такие изделия кузнец вкладывал душу и мастерство. Опыт поколений помогал ему найти наилучшие методы, благодаря которым изготовление кованых изделий в том числе изготовление ворот становилось не просто трудом, а творчеством.

В 20-м веке многие ограничивались самыми простыми элементами ковки, не отличавшимися особыми изысками. В основном, в кузни приходили с заказами на простейшие решетки и ограждения. Мастерство многих представителей, в особенности, нового поколения кузнецов, стало падать. Но, благодаря энтузиастам-одиночкам исторические наработки в этом деле удалось сохранить и даже разработать новые виды ковки. Расцвет отечественного кузнечного дела состоялся несколько десятилетий назад. В стране появились люди, обладающие высоким доходом и чувством красивого. Они ввели моду на обязательное украшение загородных коттеджей и вилл коваными элементами и целыми композициями, выполненными из кованого железа или стали. Металл, носящий следы ковки, стали использовать не только во внешнем оформлении участков, но и внутри помещений, придавая им особый шарм.

Однако, такое положение с коваными изделиями не является чем-то необычным. В царской России, и задолго до этого, существовали точно такие же традиции. Так, очень славилась казанская кузнечная школа. Продукция казанских мастеров расходилась по всей империи. Кузнецы Казани выполняли самые сложные и ответственные задания, украшая и участвуя в строительстве храмов, государственных резиденций губернаторов и правительственных зданий, губернских центров. А также, собственно, в самой Казани. Город постоянно развивался и приобретал свой стиль. Самобытные мотивы, применяемые казанскими кузнецами, позволили сформировать собственный стиль, который получил название чебаксинской ковки. Такая ковка металла отличается сплавом традиций востока европейских и славянских стран. Примером прекрасной работы в этом стиле может стать кованая ограда шикарного, старинного особняка, принадлежавшего фабриканту М. И. Оконишникову. Он украшает улицу Муштари в Казани и находится между улицами Бутлерова и Щапова. Во времена СССР тут находилось отделение для детей клиники им. Лепского. В 2010-м году его хотели снести в угоду современным архитектурным веяниям, но от затеи отказались и теперь любой может наблюдать узоры чебаксинской ковки, которые вывели в ограде старые мастера. Здание было построено в самом начале двадцатого века и прекрасно сохранилось.

Но, это не единственное место, где сохранились элементы казанской ковки в фасадах или оградах. Многие старинные дома в центре города могут похвастаться декором в чебаксинском стиле. Кованые ажурные элементы, например, дом Ушаковой, в прошлом Ленинка, а теперь НБ РТ. Многие старые и обветшалые здания еще сохранили какое-то количество балконных ограждений. Это тот же стиль казанских кузнецов. Многие предметы стали культурными ценностями и теперь выставляются в музее изобразительного искусства Казани.

Слава мастеров казанских распространилась по всей России. Сегодня любой желающий может увидеть чебаксинскую поковку даже в оформлении Александровского сада Симбирска. При этом стоит упомянуть, что такая ковка металла не была разработано в Казани. Если в Поволжье ее так и называли – казанской ковкой, то сами жители Казани прекрасно знали, что зарождение данной методики и стилистики кузнечного дела происходило в маленьком населенном пункте Чебакса, который находился в 10 км от Казани и принадлежал к территории Казанского уезда, расположенного в одноименной губернии.

Расцветом чебаксинской ковки стали 1890-е годы. После этого ее ожидало долгое забвение. Причиной того, что ковка в чебаксинском стиле надолго была забыта, стала Первая мировая война. В наше время этот вид ковки начал возрождаться, но не так быстро, как этого хотелось бы. Предметы у большинства современных чебаксинских кузнецов еще не приобрели того изящества и завершенности, каких умели добиваться древние мастера.

Дом Оконишникова интересен еще и тем, что рядом в свое время жил очень известный политический и революционный деятель, ставший впоследствии культовой личностью – Владимир Ульянов, более известный, как Владимир Ленин. Очень вероятно, что он был хорошо знаком с атрибутами, составляющими чебаксинскую ковку, и восхищался мастерством кузнецов. На изготовление кованых изделий в чебаксинском стиле тратилось много времени, сил и творческого вдохновения мастера, но теперь мы можем свободно любоваться прекрасными шедеврами.

Интервью

Обзор интервью с руководителем УК «Развитие» Михаилом Черкасовым

Высокая стоимость жилья в России является одна из главных проблем по мнению Михаил Анатольевича Черкасова. Решение этой проблемы видится в увеличении объема жилищного строительства.
Все интервью